
Эссе «Я — учитель»
Я учитель. Такая
короткая. И вместе с тем очень ёмкая фраза.
Почему я учитель? Мой
выбор профессии был более чем сознательным. Когда сегодня спрашивают: «Кем Вы
работаете?!», меня коробит от необходимости отвечать пустой фразой: «Учителем».
Просто для меня «учитель», — не профессия, не общественное положение, не хобби,
не работа. Я не работаю учителем, я живу учителем, мне нравится быть учителем.
… Для меня «учитель» —
это жизнь, это моя философия.
И как в философии, так
и у меня, есть своя аксиология. Своё представление о системе ценностей учителя,
к которым я пришла не сразу, а выверяла и апробировала их долгих 24 года
профессиональной деятельности.
Первичным для меня было
– волшебство профессии.
Ощущение волшебства
учительской профессии не покидает с самого детства. Тогда ещё первокласснице,
мне хотелось очень — очень быть похожей на свою первую учительницу. Такой
неземной и красивой она мне тогда казалась. Приходя домой, я рассаживала кукол
и продолжала играть в школу. И не беда, что мои первые ученики молчали, а я сама
отвечала за них, зато они не шалили, и в
воображаемом классе стояла идеальная тишина.
Во-вторых, я уверена,
что любая профессия требует от человека отдачи огромных сил, как физических,
так и духовных. Поэтому утверждать, что работа
учителя — это каждодневный праздник – трудно. Мы каждый день имеем дело
с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но
стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их
предать.
В-третьих, меня
привлекает радость каждодневного познания.
Выбрав профессию
«учитель», никогда не сможешь добраться до финиша и никогда не сможешь сказать
«Я ЗНАЮ И УМЕЮ ВСЁ!» Школа до сих пор приносит радость творчества. Работая
учителем нельзя стоять на одном месте, надо постоянно что-то придумывать,
изучать, искать новые подходы, овладевать новыми технологиями,
самосовершенствоваться и расти, расти…
В-четвёртых, нельзя
работать учителем, не обладая смирением.
Потому что преподавание часто связано с ущемлением самолюбия и чувством
неудовлетворенности собой. Поэтому учитель должен верить в себя и свое
призвание — а эта вера парадоксальным образом требует глубокого смирения. Смирение помогает обрести мир душевный. Мы не должны быть
амбициозными, преувеличивать свои способности, считать себя гением. Мы должны
считать естественным, что нравимся не всем ученикам, что даже лучшие наши уроки
захватывают не весь класс. Смирение поможет нам чрезмерно не расстраиваться
из-за случайных педагогических неудач: «А кто я такой, чтобы быть хорошим
учителем? Стоит попробовать еще раз».
На пятое место я бы
поставила интерес к жизни и любознательность учителя! Современная жизнь сложна
и многообразна. Дети должны видеть, что и их учитель имеет широкий кругозор и
живёт в современном мире, а не отдельно от него.
Авторитет учителя
занимает в моей системе ценностей шестое место. И не потому что он менее важен
для меня, а потому, что профессия учителя обязывает быть примером для детей.
Учитель зарабатывает свой авторитет, который никогда не дается авансом.
Сегодняшние мальчишки и девчонки 7-8 лет несут на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных
скоростей, иных жизненных ценностей. Их родителям менее тридцати, это дети
девяностых, впитавшие житейскую нестабильность, безверие на фоне растущего
научно-технического прогресса, который принёс комфорт, но разрушил что-то очень
важное и бесконечно близкое нашему народу.
Стремление к материальному благополучию
родителей понятно. Но за этим стремлением такие понятия как добросердечность,
бескорыстность, добропорядочность, открытость, милосердие, великодушие,
духовность, любовь к ближнему- всё то, что мы пытаемся привить ребёнку в
начальной школе; зачастую, оказались просто красивыми словами. Дома, на улице,
по телевизору, в интернете ребёнок черпает информацию, которая, возможно,
окажется более полезной для него в будущей взрослой жизни.
И педагог воистину
прилагает героические усилия, его действия сродни подвигу. Он каждый должен
суметь противостоять безнравственности и пошлости, серости и безысходности. Должен
суметь зажечь в сердцах детей огонёк любознательности, жажды справедливости,
пытливости ума. Сформировать предпочтение к общечеловеческим ценностям,
уважение к уже ушедшим героям. Проще говоря, сделать их людьми неравнодушными,
цельными и целеустремлёнными.
Тут нужен не только
талант и большое желание педагога. Но и сам педагог должен обладать такой
духовной мощью, которая бы смогла увлечь за собой детей. Эта сила должна его
мысли, поступки, слова, его принципы, его идеи, его веру оставлять в сердцах
детей. Он
должен уметь отдавать!
Обладая щедрой и доброй душой, именно отдавать детям свои знания, силы, время,
талант. Он должен стать отправной точкой для своих воспитанников. А для
некоторых из них и поворотной. Суметь круто развернуть жизнь ребёнка,
сбившегося с пути, заблудившегося во всех современных перипетиях жизни.
Это для меня и по сей
день огромная эмоциональная и образовательная нагрузка, которая отнимает много
сил как душевных, так и физических.
Но именно тогда школа
становится местом, где ребенку хорошо, где он успешен и принят, и у него есть
дело, которое получается.
И вершиной ценностей
для меня является любовь.
Для учителя очень важно
любить детей. Но что понимать под “любовью”? Вряд ли любит детей тот, кто
называет их «очаровашками» или «ангелочками» или тот, кто любит всех детей
одинаково. Напротив, естественно, когда один ребенок нравится больше, а другой
меньше. Мне вспоминаются слова апостола Павла: «Любовь долготерпит,
милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется
неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все
переносит» (1 Кор 13, 4-8).
Учитель должен любить
свою Родину, страну, в которой он живёт. Для меня любовь к Родине — это
естественное, очень человеческое чувство. И возникает оно не из-за какого-то
внешнего предписания, пусть даже в высшей степени нравственного или священного,
а из внутренней естественности: из ностальгических чувств к собственному
детству, проведённому здесь, из любви к языку, из восхищения культурой и
традициями, из привычки к определённой природе и погоде.
“Нельзя научить любить
то, чего сам не любишь или не умеешь любить” — говорил Твардовский . Именно от
нас, учителей зависит, будет ли в будущем наш ученик любить и уважать свою Родину, уважать других
людей или станет ненавидеть, или
останется равнодушным.
Окружающая нас действительность постоянно
меняется, совершаются научно — технические открытия. Ценности
этого мира не всегда совпадают с теми, что несут детям герои старых добрых
сказок, где добро всегда побеждает зло, а бедный Иванушка в финале становится
богачом, потому что он честный, добрый и смелый.
Но человек должен оставаться
человеком. В самом высоком понимании этого слова.
“Люди не рождаются злодеями или праведниками –
они становятся такими, какими мы их воспитываем”. А учитель стоит у истоков этого.
Думала: главное —
формировать,
Делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут
показать,
Править, лечить, учить.
Думала: рваться,
бороться, рубить,
Мчаться, коль сила
несет.
А оказалось — всего
лишь любить.
Только любить. Вот и
всё.