Здравствуйте! Меня зовут Щербакова Ольга Анатольевна.

Родилась в станице Михайловской Курганинского района. С 1993 года живу и работаю в станице Петропавловской Курганинского района.

Окончила с отличием Армавирский государственный педагогический институт в 1994 по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 10 станицы Петропавловсой.

Стаж педагогической деятельности 23 года. Почётный работник образования Российской Федерации. Заслуженный учитель Кубани.

Моя семья: муж и двое замечательных сыновей.

Мой девиз: Успех — это 5% таланта и 95% труда.

Моё педагогическое кредо: Уча других – учиться самому.

Читать эссе «Я — учитель»

МОЙ РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЭТЮД

Детство – незабываемое время в жизни каждого из нас. Его часто называют золотой порой, потому что именно в детстве можно радостно бегать по лужам, забираться на крыши, верить в волшебников и единорогов, дружить крепко и бескорыстно. Это слово такое яркое, как радуга, нарисованная на альбомном листе, как краски в коробке, как множество разноцветных резиночек в маленьких косичках.

Детство. Это слово, напоминающее нам о чудесах, о вере в быль и сказку. О поисках кладов и пиратских сокровищ. О лучших в мире бусах из рябины и венках из одуванчиков. Это слово с открытым сердцем. Оно сладкое, как шоколад, и горькое, как первые детские слезы. Детство. Это слово короткое, как секунда, но умудряется включить в себя миллионы ежедневных счастливых моментов.

Время бессердечно. Поэтому тот отрезок жизни, который мы называем таким многогранным словом, очень быстро заканчивается. Всю взрослую жизнь люди вспоминают детство как самое счастливое время, когда трава была зеленее, деревья выше, а смех беззаботнее.

Сейчас я учитель. Учитель начальной школы. А это особый мир. Класс у нас – это своеобразная семья, и мы стараемся это подчёркивать. Детям ведь легче, когда они понимают, что все их любят и поддерживают. Но создать такую семью, конечно, сложно. Это кропотливая работа, да и ответственность огромная.

Начав работать в школе, я убедилась, что все малыши хотят учиться. Какими они приходят в первый класс! Как гордятся новой школьной формой, портфелем! Как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой! Они любознательны, тянутся ко всему новому необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком ещё не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся руки, и всё чаще на лице сквозят безразличие и скука.

«Корень учения горек», — говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры… Никто не спорит. Но меняются времена, меняются нравы, и мы вместе с ними. Прошли те времена, когда педагог ассоциировался с человеком с плёткой.

Как же мы, взрослые, бываем строги и назидательно внушаем детям, что учёба — это тяжкая провинность и не радости надо ждать от учения, а наказания (если не стараешься) или похвалы (если стараешься). Да, бесспорно, учёба – это труд. А «труд» и «трудный» — слова родственные. Труд должен быть трудным, надо требовать от ребёнка постоянного напряжения сил – тогда можно понять и почувствовать радость труда. Но нельзя ориентировать радость познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу.

Многие считают, что учебный процесс должен строиться на чувстве долга, дисциплине и ответственности. Допустим…

«Сколько не кричи «халва, халва», — гласит восточная пословица, — во рту слаще не станет». Даже если все вокруг — и учителя, и родители, и сам ребёнок – будут твердить: «Надо учиться!», то скоро всё равно у него наступит охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо, поэтому рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям опрометчиво. А если они всё-таки и будут выучивать всё-всё, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, не задевшие психику ребёнка, лягут мёртвым грузом.

Детство – это разноцветный мир, наполненный полярными эмоциями и чувствами. Но жить в нём мы с вами, дорогие товарищи взрослые, уже не можем. Зато мы можем вносить в него разные события, настроения, воздействовать на него как положительно, так и отрицательно. Учитель в начальной школе выполняет много функций: помощник, наставник, вторая мама, собеседник. Ещё учитель – артист, режиссёр. Театр уже пришёл в школу. Это огромный воспитательный и обучающий ресурс.

Должна появиться незримая тонкая связь с учениками. Когда мы чувствуем по взгляду настроение друг друга, обнимаемся даже, шепчем на ушко то, что является нашим секретом да и просто так, потому что хочется, танцуем на переменках, обсуждаем что-то важное о мире, и почему бы нам не вычесть из меньшего числа большее?

Учитель — это партнер. Партнер по играм, по занятиям, по пению и рисованию. Партнер, знающий больше и умеющий лучше, партнер, который стремится передать все свои знания.

Понимать детей – это, наверно, не только уметь отвечать на их вопросы, не всегда нужно это делать. Пусть ищут ответ сами. А ещё сопереживать, быть в душе ребёнком, удерживать внутри себя солнечный свет, ощущения детства.

Надо быть настоящим волшебником, который за руку вводит ребенка в мир – в мир открытий, в мир взаимоотношений, мир чудес, мир любви. В мир, где одно лишь слово превращает обыкновенные серые камни в звезды, упавшие с небес, листики деревьев – в лесных фей, бумажный круг – в руль от машины. В мир – где все становится просто и понятно.

Надо суметь разглядеть в каждом ребёнке его собственный мир, оригинальный, цветной, яркий, очень-очень личный и необычный.

Да, все они индивидуальны, и со временем пойдут по разным дорогам. И уже сами будут рисовать свою жизнь. И неважно будет, какой ты художник. Важен будет цвет красок! Рисуйте жизнь цветными красками! Чем ярче, тем лучше!

А я пока буду рисовать ваш мир яркими красками, даже если в руках будет… серый карандаш. Потому что быть Волшебником из Детства – это счастье, это призвание.

Я наберу из сновидений ярких красок,

Чтоб разукрасить этот мрачный, серый мир.

Чтобы среди стены холодного тумана

Вмиг расцвела цветочная поляна

Из солнечного света и тепла.

Пусть на ветвях распустятся листочки,

Раскрасив этот мир в цветные сны…