Сам не будь ты лицемерным,
Постарайся быть примерным,
Всем им (детям) время уделяй,
Никого не выделяй.
Чтоб средь них была любовь,
Жизнь за них отдай и кровь.
Игумен Виссарион(Остапенко)

Здравствуйте! Меня зовут Щербакова Ольга Анатольевна. Так сложилось, что уже 5 лет я веду кружок «Основы православной культуры». Каково же это быть в современном мире учителем, припадающим такой предмет? Мои мысли об этом и не только…

Книги, которые перевернули мой мир: жития святых, Библия

Мой взгляд на мир: Всё совершается по воле Божьей

ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ?

Потому что часть особой благодати детства передается и нам. Ни один учитель не скажет, что слова Христа о детях — «таковых есть Царство Небесное» — вдохновлены моральным совершенством детей.

Мне кажется, что особая благодатность детства заключается в другом и, прежде всего, в реальности и простоте их веры. Дети лишены раздвоенности, присущей взрослым. Религиозная жизнь ребенка целостна. Бог, небеса, ангелы для него существуют точно так же, как игрушка, приятель, кошка. Ребенок, находясь в храме, чувствует себя так же, как и играя в песочнице (что иногда очень смущает взрослых). У него свежее восприятие: крас-ки никогда не меркнут, запахи всегда остры. Дети не стоят на месте, они растут; этот по-стоянный рост и есть сущность жизни. Все в ребенке постоянно меняется, и в этом всегда таится надежда. Разочарование или беда быстро забываются, и поэтому дети умеют ис-кренне прощать, а простить для них — значит забыть. Дети бывают, заносчивы и хвастли-вы, но хвастовство это напускное, потому что они ведают, что знают очень мало, что они многого не умеют, что они слабы: поэтому детство дышит смирением. За какие-то их свойства Господь называет их обладателями Царства Небесного, и пока мы соприкасаемся с миром детства, это Царство приоткрыто и нам.

ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ?

Обучение детей основам православной культуры оказывает влияние на нас в том плане, что мы обращаемся к центру человеческой личности, к сердцу жизни. Обучая рас-тущую человеческую душу общению с Богом и с людьми, которое является сутью нашей веры, мы сами невольно проникаемся ею.

Всё чаще вспоминается мне древняя притча про трех мужчин, которые таскали камни на стройку. У одного спросили:

— Что ты делаешь?

— Камни таскаю, — ответил он.

Другого спросили:

— Что ты делаешь?

— Деньги зарабатываю, — ответил другой.

И третьему задали тот же вопрос:

— Что ты делаешь?

— Я строю дом, — ответил третий.

Притча старая, но мудрости в ней через край. И не стоит сейчас осуждать тех, кто в любой профессии таскает камни или зарабатывает деньги. Почему бы и нет? Но только не здесь, не в школе, не рядом с детьми .. Здесь нужно учиться и учить, то есть строить дом, большой, капитальный, на всю жизнь…

Мы сами должны обладать теми знаниями о вере, которые преподаем, и эти знания должны обладать нами.

КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ МНЕ

НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИ?

Только смирение приносит мир душевный, потому что преподавание часто свя-зано с ущемлением самолюбия учителя и чувством неудовлетворенности собой. Поэтому учитель должен верить в себя и свое призвание — а эта вера парадоксальным образом требует глубокого смирения. Мы не должны преувеличивать свои способности, не считать себя гением. Мы должны считать естественным, что нравимся не всем ученикам, что даже лучшие наши уроки захватывают не весь класс. Смирение поможет нам чрезмерно не рас-страиваться из-за случайных педагогических неудач: «А кто я такой, чтобы быть хорошим учителем? Стоит попробовать еще раз».

Важнее всего для учителя — умение любить детей. Однако необходимо уяснить, что мы понимаем под “любовью”. Вряд ли любит детей тот, кто называет их «очароваш-ками» или «ангелочками», или тот, кто любит всех детей одинаково. Напротив, естествен-но, когда один ребенок нравится больше, а другой меньше. Мне вновь приходится напом-нить апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыс-лит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 13, 4-8).

Еще одно важное для учителя качество — его интерес к жизни, его любознатель-ность. Жизнь современна, дети должны видеть, что и их учитель имеет широкий кругозор, тоже живёт в современном мире, а не отдельно от него.

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Одним из стимулов учения является отметка. Но мы знаем, что отметок на уроках православия не ставится. Поэтому перед школой стоит задача не только сформировать и развить у ребёнка желание к данной учебной деятельности, но и сформировать у учащихся устойчивые модели пове-дения, соответствующие православным нормам. Где честь, совесть, любовь к ближним, сострадание, милосердие не простые слова учебника, не устаревшие понятия, а образ жизни.

И совсем не «сработает» здесь принцип «перекладывания» учителем в голову уче-ника готовых, извне задаваемых мотивов и целей поведения. На практике это должно быть создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) определяющие поведение учащегося и приводящие к дальнейшему само-развитию.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков основ православной культуры, использую проектные технологии.

Метод проектов позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обес-печить рост коммуникабельности учеников, является личностно-ориентированным, разви-вает умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии, формирует навыки самостоя-тельности в мыслительной, практической и волевой сферах, воспитывает целеустремлен-ность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу, интегрирует зна-ния, умения и навыки из разных дисциплин.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практиче-ской деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.